Главная
Биография
текущая информация
депутатская деятельность
комитет по проблемам Севера
Карта сайта

 


 

Новости

Архив новостей

Архив СМИ


Утвержден отчет Комитета Госдумы по проблемам Севера за 2004-2007 гг.

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЗА 2004-2007 ГОДЫ (IV СОЗЫВ)




Основа деятельности Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока состоит в отстаивании конституционных прав и гарантий граждан, ранее или в настоящее время работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в совершенствовании законодательной базы по социально-экономическому развитию северных субъектов Российской Федерации.

В указанный период перед Комитетом стояли следующие основные задачи:


  • закрепление в законодательной базе Российской Федерации специфики северных субъектов, выраженной в экстремальных климатических условиях и труднодоступности многих территорий;
  • законодательное обеспечение социально-экономического развития северных субъектов Российской Федерации;
  • совершенствование законодательства в сфере социальной защищенности северян;
  • разработка научно обоснованной методики и пакета законопроектов по районированию Севера.


Для решения данных задач Комитет осуществлял свою деятельность в рамках Конституции Российской Федерации, федеральных законов и Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

За период работы Государственной Думы IV созыва депутаты – члены Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока стали инициаторами более 50 законопроектов, направленных на решение указанных задач (часть из них была направлена для работы в другие комитеты Государственной Думы). Всего за указанный период Комитет работал над 33 законопроектами в качестве ответственного комитета, а в работе над 67 законопроектами выступал соисполнителем. Эти законопроекты были направлены на повышение уровня жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и улучшение социально-экономического положения в высокоширотных регионах России.

Членами Комитета постоянно проводилась большая работа по подготовке замечаний, предложений и поправок по проектам федеральных законов, поступающих в Комитет на заключения. Комитет четко отслеживал все законопроекты, где существуют «северные» особенности и направлял по ним свои замечания, предложения, поправки, учитывающие северную специфику. Всего в Государственной Думе IV созыва обсуждалось более 100 законопроектов, затрагивающих интересы жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Регулярно проводились заседания Комитета с приглашением представителей Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации, общественных и научных организаций, центральных и региональных средств массовой информации. Всего было подготовлено и проведено 89 заседаний, на которых рассмотрен 325 вопрос и принято 243 решений Комитета.

В целях более полного учета позиций регионов, научных и общественных организаций, в течение IV созыва проводились парламентские слушания «О социальной и экономической политике государства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (весенняя сессия 2004 года), «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы» (осенняя сессия 2004 года), «Проблемы пенсионного обеспечения северян в условиях проведения пенсионной реформы» (совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Севера и коренных малочисленных народов, осенняя сессия 2004 года), «Переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: состояние, проблемы и перспективы решения» (весенняя сессия 2006 года), «Районирование Севера России» (весенняя сессия 2007 года), «круглый стол» «Экономическое развитие и финансирование районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (осенняя сессия 2005 года), конференция «Работа с одаренными детьми в городах и районах Крайнего Севера в современных условиях» (совместно с Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера, весенняя сессия 2006 года), семинар-совещание «Государственное управление социально-экономическим развитием Севера» (осенняя сессия 2006 года) и другие мероприятия с участием депутатов и специалистов Комитета.

По результатам слушаний принимались рекомендации федеральным и региональным органам власти, обобщались критические замечания в адрес федеральных министерств и ведомств. Итоговые материалы доводились до сведения всех участников слушаний, публиковались в центральных и региональных средствах массовой информации.
Важным событием для северных регионов стала организованная 10-11 ноября 2004 года Российской Академией государственной службы при Президенте РФ и Комитетом Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы». В пленарных заседаниях и работе по секциям принимали участие более 500 человек. В ходе конференции обсуждались вопросы эффективности северной социальной политики, районирования, перспектив реформирования ЖКХ, трудовых отношений и миграции, демографической политики и коренных малочисленных народов.

В общей сложности депутаты – члены Комитета участвовали в работе более 300 иных парламентских слушаний, «круглых столов» и совещаний по северной проблематике, организованных Государственной Думой, Советом Федерации, Общественной палатой и другими организациями. Развивалось конструктивное сотрудничество с общественными организациями, в частности, с Союзом городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Депутаты участвовали в работе XXIV (Москва, 2004 г.), XXV (Магадан, 2005 г.), XXVI (Мурманск, 2006 г.) и XXVII (Москва, 2007 г.) съездов Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.
Члены Комитета приняли участие в целом ряде мероприятий, посвященных проблемам коренных малочисленных народов Российской Федерации: V съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (г.Москва, 2005 г.), выездном заседании Координационного Совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (г.Тарко-Сале Ямало-Ненецкого АО, 2006 г.) и ряде других. Комитет поддержал инициативу и оказал помощь Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в проведении во Всероссийском выставочном центре (г.Москва) специализированных межрегиональных выставок-ярмарок "Северная цивилизация. Регион-Экспо" (2006 и 2007 гг.).

Комитет принимал активное участие в подготовке материалов к заседаниям Президиума Государственного Совета РФ при Президенте РФ (Салехард, 28 апреля 2004 года) и Собрания представителей северных территорий РФ (Салехард, 29 апреля 2004 года), посвященных выработке государственной политики в отношении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По итогам заседания Президиума Государственного Совета Президентом Российской Федерации даны Поручения, направленные на реализацию Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, рассмотрение возможности разработки государственной программы геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы в районах Севера, разработку мероприятий по оптимизации численности населения, проживающего на северных территориях путем создания условий для закрепления квалифицированных кадров и выезда нетрудоспособных лиц, разработку системы мер по поддержке развития малой авиации, проработку вопроса нормативно-правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности за социально-экономическое развитие территорий.

Активно развивались международные контакты с парламентариями стран, имеющих северные и арктические территории, что позволяет учитывать мировой опыт экономического и социального развития северных территорий, адаптируя его к российским особенностям. Депутаты Комитета принимали участие в мероприятиях по линии Северного совета, конференций парламентариев Баренцева региона, Постоянного комитета и конференций парламентариев Арктического региона. В ходе весенней сессии 2005 года делегация Комитета посетила Соединенные Штаты Америки (штат Аляска), а в ходе весенней сессии 2007 года – Китайскую Народную Республику (гг. Пекин и Шанхай). Целью обеих поездок было ознакомиться с опытом законодательного регулирования экономического и социального развития удаленных и слаборазвитых территорий этих стран.

Заметное место в деятельности Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока занимает работа с избирателями. В Комитет постоянно обращаются граждане с вопросами по исполнению действующего законодательства, жалобами на противозаконные действия ответственных лиц. В основном обращения граждан касаются пенсионного обеспечения, защиты трудовых прав и переселения в центральные регионы России. Ни одно обращение не остается без ответа. За период четвертого созыва было подготовлено 2420 ответов на письма граждан и организаций, по поступившим жалобам направлено около 500 запросов в адрес Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств, других организаций. Всего за указанный период в Комитет поступило 22493 входящих документа. Комитет подготовил и направил 4082 исходящих документа.

Продолжала работу созданная по инициативе Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока Межфракционная депутатская группа «Север России», объединившая депутатов от северных и дальневосточных регионов России. Проводились заседания этой группы по вопросам консолидации усилий депутатов, избранных от северных территорий, по отстаиванию интересов северян.

В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 3 августа 2004 года №935-IV ГД «О проекте федерального закона №58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в мае 2004 года при Комитете была образована рабочая группа по районированию и подготовке проектов федеральных законов по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, ученые из 24 научных центров страны, представители северных субъектов РФ и общественных организаций. Группой была разработана комплексная методика районирования с учетом природно-климатического, медико-биологического и социально-экономического факторов. Заседания секций группы проводились регулярно на еженедельной основе.
Данная рабочая группа впервые в России разработала научно обоснованную Методику районирования Севера России, законопроекты «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О районировании Севера Российской Федерации», «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», сопроводительную документацию к ним и детализированные карты. Указанные материалы были поддержаны участниками парламентских слушаний «Районирование Севера России», состоявшихся в апреле 2007 года в Государственной Думе.

Комитет постоянно работает во взаимодействии с органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, Советом Федерации, федеральными органами государственной власти, общественными и научными организациями. С Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов налажен оперативный обмен информацией, члены Комитета принимают участие в заседаниях профильного Комитета и в рабочих группах, созданных при Комитете Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по разработке законопроектов.

Постоянно проводятся рабочие встречи с представителями северных и дальневосточных субъектов Российской Федерации. Комитет оказывает информационную и консультационную помощь депутатам и представителям законодательных собраний северных регионов России. 7-8 октября 2005 года Комитет провел выездное заседание в Ханты-Мансийском автономном округе по вопросам социального развития ХМАО. 6-9 сентября 2006 года состоялось выездное заседание Комитета в г. Владивосток на тему «Законодательное обеспечение социально-экономического развития Дальнего Востока и Севера РФ».

Комитет стремился уделять значительное внимание информированию избирателей территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока о своей деятельности. В средствах массовой информации регулярно публиковались материалы о законодательной деятельности Комитета, выходили интервью депутатов по значимым политическим и социальным событиям. Комитетом было подготовлен и распространен в СМИ 83 пресс-релиза. Для максимально эффективного донесения до избирателей точки зрения Комитета и его депутатов использовались разнообразные каналы связи с общественностью: центральные печатные (газеты, журналы и информационные бюллетени) и электронные (телевидение, радио, информационные агентства) СМИ, региональные печатные (газеты, журналы и информационные бюллетени) и электронные (телевидение, радио, информационные агентства) СМИ, Интернет.

С целью большего информирования избирателей, работников органов государственной власти, общественных организаций и научных учреждений в 2004 году Комитетом был издан сборник «С Госдумой о Севере». В издание вошли нормативные правовые акты, посвященные проблемам Севера и гарантирующие северянам их гражданские права.

В 2004 году Комитет принял участие в издании первого в российской экономической литературе учебного пособия «Российский Север», раскрывающего актуальные проблемы управления социальным развитием Севера в механизме социальной политики Российской Федерации. В нем были подробно рассмотрены институциональные преобразования, финансово-экономические основы управления социальными процессами, тенденции воспроизводства населения северных регионов страны, занятость и рынок труда, федеральные целевые программы, основы управления человеческими ресурсами, северный аспект жизнеобеспечения населения, вопросы экономической безопасности на Севере и другие актуальные темы.

Регулярно и оперативно обновлялась страница Комитета в сети Интернет; на ней размещались планы и отчеты Комитета, повестки и протоколы заседаний, информация о деятельности рабочей группы по районированию, рекомендации парламентских слушаний и другие необходимые сведения. Велось оперативное (в течение нескольких часов) размещение документов в системе АСОЗД по законопроектам, поступившим и обсуждавшимся в Комитете.

Депутаты Комитета постоянно проводили приемы избирателей, встречи с общественными и религиозными деятелями, с представителями бизнеса и профсоюзов, с руководителями исполнительных органов власти Российской Федерации и северных субъектов Российской Федерации по вопросам решения северных проблем, координации законотворческой деятельности, регулярно работали в округах.

В итоге, по результатам работы за 2004-2007 гг. была проведена результативная работа по целому ряду сфер ответственности Комитета.

В результате работы над Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Комитету удалось полностью сохранить суть существующих гарантий и компенсаций жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и их северный статус. Значительная часть норм Закона от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" осталась в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и других законодательных актах, благодаря чему сохраняющих свое действие. Было подтверждено действие следующих гарантий и компенсаций: выплата районного коэффициента к заработной плате, выплата процентной надбавки к заработной плате за стаж работы, предоставление дополнительного отпуска, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно один раз в два года, гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, защита прав граждан, организаций и возмещение причиненного им ущерба.

Впервые в отечественной практике была проведена обширная комплексная работа по разработке и научному обоснованию Методики районирования Севера России. В ней представлены научные основы оценки степени дискомфортности жизнедеятельности населения по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам в их единстве, порядок отнесения субъектов Российской Федерации, административных районов к северным территориям и определена южная граница Севера. На основе Методики разработан пакет из 4 проектов федеральных законов: «О районировании Севера Российской Федерации», «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В целом этот пакет направлен на улучшение социально-экономической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и повышение уровня благосостояния северян. В частности, предлагаемыми проектами законов предусматривается наряду с восстановлением выплат молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет и установление процентной надбавки к стипендии для лиц, обучающихся в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, среднего профессионального и начального профессионального образования, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установление льготных тарифов для перевозки детей, выезжающих для санаторно-курортного лечения и отдыха из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно для работников всех организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере, на условиях и порядке, установленных законом, применение к ежемесячным денежным выплатам размера районного коэффициента для ветеранов, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, проживающих на Севере.
В результате неоднократных обращений Комитета в органы государственной власти произошли изменения в финансировании северных статей из федерального бюджета. Так, утвержденная в бюджете на 2008 год сумма существенно превышает объем финансирования, предусмотренный паспортом ФЦП «Жилище» на 2008-2010 годы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В результате предусматриваемое федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» выделение средств на переселение северян позволит обеспечить государственными жилищными сертификатами около 22 тысяч семей, состоящих на учете (для сравнения: всего за период с 2002 по 2006 годы было выдано 8,4 тысячи жилищных сертификатов, в том числе в 2005 году – 1,8 тысяча и в 2006 году – 1,3 тысяча).

Также дополнительно увеличиваются средства на завершение мероприятий, связанных с реструктуризацией угольной промышленности. В 2008 году на эти цели предполагается выделить 13,3 млрд. рублей, что почти в два раза больше, чем в 2007 году (14,5 млрд. – в 2009 году и 13,1 млрд. – в 2010 году). Данные средства жизненно необходимы на реструктуризацию предприятий и разрешение сложной социально-экономической ситуации в шахтерских городах Севера, в частности, в городах Воркута и Инта.

За период с 2004 по 2007 годы было увеличено финансирование целого ряда федеральных целевых программ и северных позиций в федеральном бюджете. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» предусмотрены средства на реализацию мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» в 2008 году в объеме 35000 млн. рублей, что превышает объемы финансирования Программы, предусмотренные в 2007 году, более чем в 7 раз. На 2009 и 2010 годы на финансирование Программы предусмотрено соответственно 23754 и 32303 млн. рублей.

Общий объем финансирования ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» до 2015 года предусмотрен в сумме 17942 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 14221 млн. рублей. В 2008 году предусмотрено выделение 2550 млн. рублей.

В федеральном бюджете на 2008-2010 годы предусмотрены средства, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в размере 1000 млн. рублей ежегодно.

В федеральном бюджете также предусмотрены средства по обеспечению судоходства на внутренних водных путях России и безопасности мореплавания на трассах Северного морского пути (в объеме 292 млн. рублей в 2008 году, что составляет 123 процента к 2007 году). В 2008 году, как и в 2007 году, предусмотрены средства в сумме 250 млн. рублей на подготовку и проведение мероприятий по участию России в экспедиционных исследований в рамках Международного полярного года, дополнительных наблюдений в Арктике и Антарктике. На государственную поддержку воздушного транспорта в форме предоставления субсидий убыточным аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера, предусматривается на 2008-2010 годы 180 млн. рублей ежегодно.

Также предусмотрены ежегодные ассигнования, которые будут направлены в виде субсидий бюджетам субъектов РФ с последующим их использованием на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства в объеме 250 млн. рублей и на поддержку завоза семян для выращивания кормовых культур в северных районах страны - 60 млн. рублей.

В результате активной работы Комитета в 2007 году Правительство РФ внесло изменения в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, и включило период междувахтового отдыха в продолжительность работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подп.6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Наметились позитивные тенденции в решении ряда правовых аспектов проблематики коренных малочисленных народов, в т.ч. по закреплению норм о приоритетном праве на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов, закреплению земельных участков для ведения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности. В апреле 2006 года был утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, насчитывающий 40 народов.

В перспективе на ближайшие годы Комитет считает необходимым продолжать законодательную работу, направленную на защиту интересов жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и выехавших в более благоприятные регионы России.
Среди прочего следует продолжить работу по формированию общей концепции развития Севера России и роли государства в экономических и социальных процессах в условиях рыночной экономики.

Необходимо продолжить работу по принятию в Государственной Думе пакета законопроектов по районированию Севера, направленных на дифференциацию районов с дискомфортными условиями проживания по степени влияния на человека неблагоприятных природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов.

Одним из важнейших вопросов для Комитета в социальной и пенсионной политике остается установление социального стандарта, определяющего с учетом величины регионального прожиточного минимума на основе повсеместного использования «карты северянина» уровень гарантированной государством социальной защиты населения и позволяющего учесть потребность в бюджетных средствах, которые необходимы для его реализации. Следует также принять в новой редакции федеральный закон о социальных гарантиях для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с сохранением действующих государственных гарантий и компенсаций и включением их в полном объеме в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Требуется серьезная доработка нормативной правовой базы по вопросам переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Действующее законодательство в области решения жилищной проблемы нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе в рамках мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Законодательство должно содействовать миграции в обжитые регионы и районы Дальнего Востока и одновременно сохранению условий для развития человеческого потенциала в северных городах при наиболее экономически эффективных производствах. Миграционная политика, проводимая в регионах Севера и Дальнего Востока, должна решать одновременно три основных задачи: содействие добровольному переселению нетрудоспособного населения, регулирование внутрирегиональной северной миграции, разработка и внедрение мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.
Необходима дальнейшая работа по совершенствованию законодательства в отношении коренных народов. Следует разработать и принять единую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих нормативных правовых актов о правах коренных малочисленных народов.

При дальнейшем развитии нормативно-правового поля на Севере приоритетным должна являться защита прав и интересов каждого отдельного жителя высокоширотных регионов России. Комитет категорически против любого сокращения государственных гарантий для населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Новости 15.11.2007