Главная
Биография
политическая позиция
работа в Госдуме
текущая информация
Карта сайта

 


Радиостанция "Маяк-24", НАРОД И ВЛАСТЬ, 06.03.2004, 12:10

Ведущий Юлий Семенов

ВЕДУЩИЙ: Сегодня у нас разговор о российском Севере, об условиях жизни наших северян. И, конечно, нам хотелось бы, чтобы в преддверии 8 Марта в студии власть представляла женщина. И как раз в Государственной Думе комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока возглавляет женщина, это Валентина Пивненко. Валентина Николаевна - наша сегодняшняя собеседница.

Досье: Валентина Николаевна Пивненко родилась в Петрозаводске, имеет два высших образования, экономиста и социолога, окончила Петрозаводский университет и Московскую академию труда и социальных отношений. Работала техником, затем инженером Леспромхоза.
С 1979 года на профсоюзной работе, в том числе председателем Карельского республиканского совета профсоюзов.
В 1994 году была избрана депутатом, председателем Палаты представителей Законодательного собрания Карелии. Представляла республику в Совете Федерации, где была заместителем председателя бюджетного комитета.
В 1999 году избрана депутатом Государственной Думы, переизбрана в декабре прошлого года. В Думе третьего и четвертого созывов была и остается председателем комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Возглавляет также межфракционную депутатскую группу "Север России".
Валентина Пивненко замужем, имеет сына и дочь, увлечения: садоводство, лыжные прогулки в лесу, художественная литература.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, Валентина Николаевна.

Валентина ПИВНЕНКО: Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: Вы лучше меня знаете, насколько остры проблемы Севера. Так что разговор у нас, надеюсь, будет достаточно серьезный и проблемный. Начать я хотел бы вот с чего, Валентина Николаевна, - какова стратегия государства и власти в отношении Севера? То ли мы идем по пути развития, обустройства городов и поселков Севера, где люди живут сейчас, то ли мы используем опыт, и у нас есть некоторый опыт, и есть мировой опыт перехода на вахтовый метод в освоении богатств Севера и решения всех проблем. Давайте с этого начнем.

Валентина ПИВНЕНКО: К сожалению, мое мнение такое, что стратегии у государства в отношении Севера до сих пор не было. Были какие-то отрывочные шаги, которые решали ту или иную проблему. И только год с небольшим назад было принято решение заняться именно этой проблемой комплексно для того, чтобы эту стратегию предложить. И работал Совет по Арктике и Крайнему Северу, который возглавлял премьер-министр правительства Российской Федерации, с участием представителей федеральных министерств, ведомств в регионах, с участием депутатов и членов Совета Федерации Федерального собрания России и с участием общественности. И вот только начали формировать концепцию развития Севера Российской Федерации, пришли к тому мнению, что необходимо комплексное решение этой проблемы, и одновременно начали готовить большой, емкий доклад для того, чтобы совет при президенте Российской Федерации рассмотрел положение Севера и северян и утвердил наши предложения для того, чтобы такая стратегия появилась. Вот сегодняшняя реальность.

ВЕДУЩИЙ: И вы в этой работе участвуете? В подготовке Госсовета?

Валентина ПИВНЕНКО: Да, конечно. Я участвовала в работе рабочей группы по подготовке материалов на Госсовет при президенте Российской Федерации. Я работаю и в Совете по Арктике и Крайнему Северу как председатель комитета Государственной Думы.

ВЕДУЩИЙ: Теперь я должен вам передать мнение одного из наших слушателей в интернете. Антон: "Известно, что государство вообще не думает о людях, которые живут на Севере. Там только Абрамович из своих "прихватизированных" денег платит коренным народам, чтобы оставаться губернатором". Вот такое мнение.

Валентина ПИВНЕНКО: Мнения разные. Большинство мнений о том, что государство не думает о северянах. Это мнение оправданное. Потому что до последнего времени бытовала у правительства позиция такая, что северяне такие же люди, как и все в Российской Федерации, особых условий для них создавать нет необходимости. И отрывочно решались какие-то проблемы, частично, которые были связаны, прежде всего, с некоторыми шагами в области трудового права, пенсионного законодательства. Но в области межбюджетных отношений для того, чтобы поддерживать северные территории и северян, в области обеспечения государственных гарантий и компенсаций, конечно, очень многие, даже действующие нормы права не выполнялись. Поэтому не случайно именно решение этих проблем, на мой взгляд, сегодня решение должно быть политическое, решение должно быть осмысленное, решение просчитанное и поддержанное, прежде всего, на самом высоком уровне - со стороны президента, со стороны высшего должностного лица нашего государства. И я могу отметить то, что последние заявления, которые были сделаны нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным о том, что поддержка Северу будет.

ВЕДУЩИЙ: Образно говоря, наша власть должна повернуться лицом к Северу?

Валентина ПИВНЕНКО: Наша власть обязана повернуться лицом к Северу, потому что Север - это огромные ресурсы, огромные богатства, имеющаяся на сегодня инфраструктура, и промышленная, и социальная, которая обеспечивает своими ресурсами экономику Российской Федерации, обеспечивает валютные поступления, обеспечивает решение проблем, связанных с обороной и безопасностью, и, конечно, проблем экологических, и проблем, в том числе, и социальных.

ВЕДУЩИЙ: Главное - люди. К нам в студию звонок. Пожалуйста, мы вас слушаем.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, меня зовут Галина Николаевна. Мы прожили на Севере более 30 лет, муж даже 50 прожил, а северный стаж у нас убрали для пенсии. То есть оставили просто материковый. Вернут ли нам северный стаж?

Валентина ПИВНЕНКО: Галина Николаевна, вы задаете вопрос, который является постоянным для нас. И, наверное, вы знаете о том, что депутаты Государственной Думы разделяют тревогу, которая высказана вами, поэтому мы обращались в Конституционный суд. К сожалению, Конституционный суд о восстановлении нестраховых периодов дал заключение 29 января о том, что Конституция Российской Федерации не нарушена, об изъятии того порядка расчета трудового стажа, который был - за год работы на Севере полтора. Поэтому эта проблема осталась, потому что уровень пенсионного обеспечения северян на сегодня далеко отличается от людей, которые заработали свою пенсию на материке. Поэтому наши дальнейшие действия будут согласованы уже в новом составе Государственной Думы. И я надеюсь, что мы найдем большинство наших сторонников для того, чтобы вернуться к пересмотру этих норм, которые поддержали бы пенсионеров, отработавших полный трудовой стаж на Севере.

ВЕДУЩИЙ: Еще звонок.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА: Пашнева Тамара Ивановна. 37 лет отработала в городе Хабаровске, коэффициент пенсии 0,7. Пенсия моя 2053. По состоянию здоровья хочу переехать в Ейск Краснодарского края. Когда я была в собесе, мне сказали, что моя пенсия уменьшится ровно на столько, какой коэффициент предусмотрен в Хабаровске.

Валентина ПИВНЕНКО: Вам, наверное, не все сказали так, как есть на самом деле. Дело в том, что с 1 января 2004 года по инициативе депутатов вступил в действие закон о начислении на базовую часть пенсии районного коэффициента, того, который действует на вашей территории. Базовая часть пенсии сейчас 600 рублей. На базовую часть пенсии районный коэффициент начисляется для пенсионеров, которые живут и получают пенсию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Но когда пенсионеры выезжают за пределы этих районов, этот районный коэффициент только на базовую часть пенсии начисляться не будет. Все остальные нормы, в том числе та норма, о которой вы говорите, это расчетный коэффициент между средней заработной платой в стране и пенсионера, он более высокий, чем на территории Российской Федерации, не имеющей этого статуса, он выплачивается пенсионерам независимо от того, где они проживают. То есть эта величина является величиной постоянной и не меняется от места жительства пенсионера. Соотношение 0,7, то, о чем вы сейчас говорите, это, видимо, то соотношение, которое не достигло максимальной величины, потому что заработная плата при начислении вашей пенсии была не столь высокой.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, еще вопрос.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, это из Петрозаводска Анна Кузнецова. Сколько процентов вероятность того, что с жителей Карелии будут сняты северные льготы? И когда ориентировочно может быть решен этот вопрос окончательно?

ВЕДУЩИЙ: Валентина Николаевна, я расширю этот вопрос, поскольку это волнует многих. Есть какие-то опасения, что районирование может быть проведено и что некоторые районы, которые сейчас относятся к территории Севера, могут перестать таковыми считаться. Наверное, с этим связано и то, что вас сейчас спрашивает землячка ваша.

Валентина ПИВНЕНКО: С этим связано обсуждение вопроса еще в июле месяце в Якутске на Совете по Арктике и Крайнему Северу по районированию, где была представлена карта будущего Севера, так называемая граница северных районов. В развитие этой темы продолжалась работа до конца прошлого года. К ней были подключены представители регионов, ученые. И в декабре месяце последнее заседание рабочей группы приняло решение о том, что считать работу по районированию пока невыполненной, потому что не были учтены все факторы, которые бы дали представление о новой карте Севера. То есть были проведены исследования и сделаны предложения только на основе природно-климатических условий. Мы настаиваем, я имею в виду, большая часть рабочей группы, чтобы в основу нового районирования, то есть установления новых границ Севера, были бы взяты медико-биологические и социально-экономические показатели. Решение официальное есть считать выполненным первый этап работы и продолжить именно работу по двум остальным направлениям. То, что были публикации в последнее время, особенно взбудоражила Север, северян и Дальний Восток публикация 11 февраля в газете "Комсомольская правда", где была представлена, якобы, новая карта Севера и были названы территории, которые лишатся районных коэффициентов и процентных надбавок. Сегодня на Государственной Думе в адрес нашего комитета дано протокольное поручение дать разъяснение по этому поводу, но, пользуясь сегодняшним эфиром, я говорю то, что есть сегодня. Никаких официальных проектов федеральных законов или распоряжений правительства насчет изменений или отмены районных коэффициентов или надбавок нет. И как член Совета по Арктике и Крайнему Северу и председатель комитета я заявляю, что если будут представлены в Государственную Думу проекты федеральных законов, то они будут рассматриваться очень тщательно. И я думаю, что не должно произойти никакой ошибки, никакого недоразумения, для того чтобы огульно перекраивать Север, менять статус, не имея на то никаких оснований.

ВЕДУЩИЙ: Слушаем следующий вопрос.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это село Верхний Мамон, Воронежская область. Мы с женой пенсионеры, жили в Якутии, город Нерюнгри. Там районный коэффициент был 1,7. Назначение пенсии было произведено по районному коэффициенту 1,4. Местные жители обратились в суд местный. Кто обратился в суд, этим людям перерасчет сделали вместо 1,4 на 1,7. Где мы сейчас живем, в Воронежской области, пошли в Пенсионный фонд по этому вопросу. Нам отказали в перерасчете пенсии по коэффициенту, который был у нас - 1,7.

Валентина ПИВНЕНКО: Спасибо за вопрос. Проблема с установлением районных коэффициентов, с их действием, она сегодня есть. Поэтому парламент Якутии неоднократно обращался и в Государственную Думу, и в правительство Российской Федерации. И не только Якутия. В нескольких, по-моему, в 15 регионах ситуация с районными коэффициентами сложилась такова, что были установлены с разрешения правительства Российской Федерации после 1991 года самими субъектами Российской Федерации более высокие размеры районных коэффициентов. Они были, опять-таки, установлены законно. С этих районных коэффициентов, установленных регионами, к заработной плате начислялись определенные средства. И с учетом именно этих районных коэффициентов формировался и бюджет Пенсионного фонда. Когда принималось новое пенсионное законодательство, категорически не были поддержаны депутатские инициативы о том, чтобы применять действующие, установленные в регионах районные коэффициенты. Только те, которые были установлены центральными органами власти еще в 60-е годы. Этот спор до сих пор продолжается. Конкретно по вашему вопросу, по судебным решениям, я бы вас попросила направить нам в комитет Государственной Думы эти решения судебные и конкретно информацию о вашей ситуации, чтобы посмотреть на месте.

ВЕДУЩИЙ: А профсоюзы как-то участвуют в рассмотрении этих вопросов и защите интересов северян? Я перед эфиром консультировался с некоторыми руководителями профсоюзов. Ну, их, по крайней мере, беспокоят и проблемы коэффициентов, и проблемы, связные и с размером пенсий для северян. А на практике?

Валентина ПИВНЕНКО: На практике я могу сказать о том, что, когда с января этого года пошли массовые обращения трудовых коллективов, региональных профсоюзных организаций, отдельных граждан, органов исполнительной и законодательной власти северных регионов, была создана у профсоюзов комиссия по защите северян. Эта комиссия собиралась в феврале, я принимала участие в ее работе. Профсоюзные лидеры были обеспокоены тем шумом, извините за такое выражение непарламентское, который предполагал именно отмену северных льгот. Поэтому профсоюзы сейчас следят за этой ситуацией. Я предложила комиссии Федерации независимых профсоюзов быть экспертами при подготовке тех решений, которые могут быть с районированием Севера, на что согласие такое получила. А в Совете по Арктике и Крайнему Северу, где будут рассматриваться эти вопросы, участвует в работе и председатель Федерации независимых профсоюзов России.

ВЕДУЩИЙ: Слушаем следующий вопрос.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Юрий Васильевич, звоню из Карелии, приграничный поселок Вярцелля. У нас в музыкальной школе всего лишь два педагога: я и жена. Двое маленьких детей, школьников, я имею в виду. Мы еще в этом году зарплаты не видели. Хотелось бы узнать... Дело в том, что музыкальная школа прошла аккредитацию по двум министерствам, Министерству образования и Министерству культуры.

ВЕДУЩИЙ: Получается, что вы ничьи или у вас двое хозяев?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Раньше относились к Министерству культуры, сейчас уже к Министерству образования. И получается таким образом, что в этом году ни за один календарный день не получали заработную плату. Мое такое мнение, что раз мы проходим аккредитацию, соответственно, какие-то обязательства со стороны государства есть. Потому что какой смысл проходить аккредитацию, если никакой финансовой поддержки в этом смысле нет?

Валентина ПИВНЕНКО: Юрий Васильевич, вопрос мне ваш известен. Я знаю крайне тяжелую ситуацию, которая в республике Карелия в этом году с финансированием выплаты заработной платы. Это не связано с аккредитацией, это связано с тем, что сегодня в республике Карелия финансовых средств практически не хватает на выплату заработной платы. Я работала в Карелии на прошлой неделе и сейчас обратилась в правительство Российской Федерации об оказании нам помощи, потому что 88 процентов средств, которые собираются в доходную часть бюджета республики, они идут на выплату заработной платы, и лишь 12 процентов остается на всю оставшуюся жизнь: и на коммуналку, и на социалку, и на здоровье, и на образование. Ситуация ненормальная, это перекосы, связанные с межбюджетными отношениями. И я считаю, что необходимо принимать чрезвычайные меры, и готова продолжать дальше работу для того, чтобы такая помощь была оказана. Это касается практически всей республики Карелия - заработная плата бюджетникам.

ВЕДУЩИЙ: У нас очередной звонок.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Новиков Юрий Иванович, пенсионер из Петрозаводска. Я проработал на Севере, в Магаданской области 16 лет, вернулся в Петрозаводск и получаю очень смешную пенсию. Что-нибудь в комитете по северам делается в плане пересмотра размеров пенсии северянам, прожившим там от 15 до 20 лет? На 2 тысячи рублей, которые я сейчас получаю, жить невозможно, естественно.

Валентина ПИВНЕНКО: Юрий Иванович, комитет все прошлые четыре года в Государственной Думе занимался этой проблемой. И, может быть, благодаря слаженности в работе и поддержке со стороны большинства депутатов Государственной Думы нам удалось некоторым образом решить проблемы, связанные с пенсионным обслуживанием. Это, прежде всего, было принято решение, которое касалось размеров пенсии, когда пересмотрели в сторону увеличения коэффициент соотношения между заработной платой в стране и заработной платой пенсионера при расчете пенсии. На территории Российской Федерации этот расчетный показатель везде 1,2, а в Петрозаводске - 1,4. И чем севернее, тем больше. Вот эта величина стала и вывозной, если пенсионер выезжает за пределы территории Крайнего Севера. Нам удалось сохранить и время выхода на пенсию для северян, то, которое существовало и раньше. С 1 января этого года удалось именно по депутатской нашей работе, комитетской работе установить районный коэффициент на базовую часть пенсии. Я понимаю, что это недостаточно, и не только я, и еще раз говорю о том, что стараюсь сделать все возможное вместе со своими коллегами, для того чтобы после рассмотрения на Госсовете при президенте Российской Федерации проблемы пенсионного обеспечения северян она была и далее приоритетной для тех северян, которые отработали полный трудовой стаж в суровых природно-климатических условиях.

ВЕДУЩИЙ: Естественно, что людей, прежде всего, волнуют эти вопросы, которые мы слышали, но они уже повторяются. Я аккумулирую некоторые другие вопросы, которые у нас есть, и хочу вам их задать. Вот как решается проблема с переселенцами? Вы знаете лучше меня, что проживание долгое время в районах Севера, таких, как Норильск и другие северные города, оно по медицинским показателям во времени должно быть ограничено, происходят какие-то необратимые изменения в состоянии здоровья. И во многих договорах предусмотрено, что люди потом будут переселены, как они говорят, на "Большую землю" и в этом им помогут. Как эта проблема решается?

Валентина ПИВНЕНКО: Эта проблема очень сложная. К сожалению, была прекращена президентская программа строительства жилья для северян. Уже три года эта программа не существует. Но есть финансирование, и в том числе финансирование из средств федерального бюджета, за которое мы бьемся при обсуждении основного финансового плана России, - это жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Это, прежде всего, обязательство государства. Когда людей приглашали работать на Север, с ними заключали контракты, на основе которых было ясно, что человек, отработавший полный трудовой стаж на Севере, получит более высокую пенсию, сумеет обеспечить себе такой материальный достаток, что сможет приобрести необходимое жилье, тогда это были кооперативы, и получит право на получение средств для переселения на материк. И это право, к сожалению, сегодня столь ограничено... Чтобы переселить, перевести в более благоприятные по природе условия людей из таких экстремальных условий, это и Норильск, и север республики Коми, и север Якутии, Магадана, практически со всех этих экстремальных территорий при нынешнем финансировании потребуется 150 лет. То есть те люди, которым государство обязано, они все в полной мере такой поддержки не получат. Поэтому проблема оказания помощи в переселении северян остается проблемой первоочередной. Хорошо, что хотя бы некоторое финансирование сейчас есть. Это суммы не такие уж большие, они, к сожалению, уменьшаются, потому что цена жилья растет, а федеральный бюджет обеспечивает минимальные потребности.
Существуют программы переселения северян и региональные. И переселением северян занимаются сегодня компании, которые имеют прибыль для того, чтобы направлять на эти цели. Но это вопрос, который сегодня является вопросом приоритетным, это вопрос, который поставлен советом по Арктике и Крайнему Северу, вопрос, которым занимается наш комитет. И я очень надеюсь, что все же отношение к северянам, которые нуждаются в государственной поддержке, а это, прежде всего, пенсионеры, инвалиды, люди малоимущие, у которых нет средств даже для того, чтобы переехать из того же Норильска на территорию средней России, я полагаю, что вместе нам сейчас удастся новым составом Государственной Думы обратить на это внимание и, учитывая, что бюджет российского государства становится более профицитным, все же закладывать на эти цели большие финансовые ресурсы.

ВЕДУЩИЙ: Я знаю, что есть идея увеличить налогообложение на суперкомпании, добывающие естественные богатства на Севере, газовые, нефтяные и прочие. Может быть, это даст дополнительный источник средств для решения проблемы переселения?

Валентина ПИВНЕНКО: Я думаю, что для того, чтобы решать проблемы социальные, а это проблема социальная, это проблема долга государства перед людьми, надо решать вопросы социальные все в комплексе. И для этого надо использовать средства консолидированного бюджета, но прежде всего, конечно, бюджета федерального за счет тех доходов, которые мы получаем от природных ресурсов.

ВЕДУЩИЙ: Звонок в студию.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ненецкий автономный округ. Валентина Николаевна, будет ли когда-нибудь в полной мере финансироваться федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера?

Валентина ПИВНЕНКО: Я думаю, что будет. И дело в том, что объемы этой программы недофинансированы не потому, что не было выделено на эти цели средств, а по ряду объектов, которые проходили по этой программе, не была соответствующим образом подготовлена проектно-сметная документация, если шли объекты строительства. Мы контролируем исполнение этой программы. В этом году буквально закончилась работа Счетной палаты по нашему предложению, которая смотрела выполнение программы "Дети Севера", которая касается и коренных малочисленных народов. И поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы программа по коренным народам и была, и в полном объеме финансировалась, и чтобы контроль за ее финансированием был не только с нашей стороны, но и со стороны территорий.

ВЕДУЩИЙ: У меня есть еще один вопрос. Что-то давно у нас не слышится никаких разговоров о Северном морском пути. Много об этом писалось, много говорилось, и, видимо, действительно, стратегическое и экономическое значение его по-прежнему велико. Есть ли какая-то работа по обустройству, инфраструктуре, всех возможностей, связанных с этими коммуникациями?

Валентина ПИВНЕНКО: Я могу сказать, что эта проблема очень серьезная, обсуждалась на разных уровнях. И в ходе подготовки нашей рабочей группой заседания Госсовета при президенте Российской Федерации мы вносим конкретные предложения и о сохранении, и о развитии Северного морского пути, и о том, чтобы вот эта очень важная транспортная артерия была федеральной, чтобы она получила федеральное финансирование и контроль со стороны федеральной власти. Это очень важное направление в работе. И я могу сказать, что оно находится также сегодня в числе приоритетных по дальнейшему развитию Севера России.

ВЕДУЩИЙ: И последние вопросы, они немножко связаны с другой темой. Люди среагировали на то, что ваш комитет занимается не только Севером, но и Дальним Востоком. По Дальнему Востоку есть вопрос из Торонто в интернете от господина Атеева. Он слышал о том, что китайцы захватывают наш Дальний Восток, и по этому поводу проявляет беспокойство. Что вы можете сказать?

Валентина ПИВНЕНКО: Я бы не сказала, что захват российской территории возможен. То, что идут миграционные процессы, в том числе и со стороны Китая, то достаточно активно эта тема обсуждается. И в том числе мы специально проводили парламентские слушания в прошлой Государственной Думе. Государство будет защищать интересы Дальнего Востока. Внимание оказывается сейчас большее, чем это было в прежние годы. Я могу это подтвердить тем, что программа развития Дальнего Востока и Забайкалья федеральная не только принята, имеет статус, но она и финансируется. И об усилении внимания государства к Дальнему Востоку было подчеркнуто и при недавнем визите туда президента нашей страны Владимира Владимировича Путина. Поэтому я думаю, что наш соотечественник из Торонто не должен сильно волноваться за то, что Дальний Восток будет захвачен китайцами.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам. Наш разговор проходит в преддверии праздника, я лично его называю Днем поклонения женщинам. Мне хотелось бы от имени "Маяка" поздравить, прежде всего, наших северянок, которым приходится жить, трудиться и воспитывать детей в сложных условиях. Нашей собеседницей была Валентина Пивненко, председатель думского комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Вел программу Юлий Семенов.