Главная
Биография
политическая позиция
работа в Госдуме
текущая информация
Карта сайта

 


Беседу вел Максим Лейе

Закон Cевера

Комитет Государственной Думы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока - единственная сегодня в стране властная структура, координирующая процессы управления и развития северных территорий и отстаивающая интересы северян. Предлагаем Вашему вниманию беседу с председателем комитета Валентиной Николаевной Пивненко.

- Сегодня в исполнительной власти нет структуры, которая занималась бы проблемами Севера на федеральном уровне. Считаете ли Вы необходимым создание такого органа?

- Ликвидация Госкомсевера крайне отрицательно сказалась на взаимодействии северных территорий России как с правительственными структурами, так и с бюджетообразующими компаниями. Взять, например, ежегодную работу над федеральными бюджетами. Те небольшие ресурсы, которые направляются на финансовую поддержку северных регионов, из года в год распределяются нерационально именно из-за отсутствия координирующей структуры. Развал Госкомсевера также привел к приостановке ряда федеральных программ - полгода, например, не финансировалась программа "Дети Севера". Разбрасывание специфичных северных проблем по разным министерствам привело только к дезорганизации работы. А правительство тем временем пытается сократить, а то и ликвидировать госгарантии северянам. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока постоянно остается последним рубежом обороны, на котором депутатам удается отбить эти атаки правительства.

- Северные льготы - увы, традиционный объект для атак чиновных "борцов за экономию". Какова позиция вашего комитета в отношении подобных инициатив?

- Нет и никогда не было северных "льгот". Есть гарантии и компенсации жителям Севера и приравненных к нему местностей, проживающих в сложных климатических условиях и приносящих своей работой на "северах" существенную пользу государству. Естественно, мы никогда не согласимся на то, чтобы эти законные права и гарантии северян были ущемлены. В декабре прошлого года наш комитет добился исключения статьи 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" из перечня законодательных актов РФ, действие которых правительство планировало приостановить в 2001 г. Поправка, изымающая эту статью, стала одной из немногих, утвержденных Госдумой в ходе обсуждения третьего чтения госбюджета. Северяне также активно намерены отстаивать свои позиции и при обсуждении бюджета на 2002 г., которое начнется в сентябре. Мы также продолжаем бороться за интересы жителей Севера и Дальнего Востока при реформировании пенсионной системы. Сегодня пенсия северянина составляет лишь 50% от прожиточного минимума. Следует, во-первых, повысить пенсию неработающему пенсионеру, который выработал трудовой стаж в неблагоприятных для жизни условиях Севера; а во-вторых, - дифференцировать пенсию в зависимости от уровня заработной платы, которую получал этот северянин, и стандартов жизни в регионе. Уже есть результаты нашей работы. В конце весенней сессии Госдума приняла в третьем чтении закон "О внесении дополнений в статью 7 закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Этот документ установил для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) в границах от 1,4 до 1,9 - в зависимости от условий проживания. До этого ИКП, на основе которого исчисляются пенсии, был ограничен для северян значением 1,2. У меня есть хорошая новость для всех северян: на прошлой неделе этот закон был подписан Президентом и вступил в законную силу.

- На северных территориях сосредоточены основные стратегические ресурсы, экспортный потенциал страны. Часто приходится слышать мнение, особенно от представителей региональных законодательных органов, что именно регионы должны быть подлинными собственниками этого капитала...

- Мы живем в едином государстве и должны осознавать, что природные ресурсы принадлежат народу России, это государственное достояние. Но территории, испытывающие на себе все "прелести" ресурсопользования, должны получать достойную компенсацию. Север - хрупкая среда, и создание баланса интересов добывающих компаний и коренных жителей - серьезная проблема. Но она имеет решения. В прошлом году мы были в Канаде, изучали государственную политику протекционизма в отношении северных территорий. Там есть специальное министерство, есть многочисленные и четкие финансовые и социальные программы, но главное - есть культура переговоров государства с представителями коренных малочисленных народов. Когда добывающая компания приходит на земли "первых народов", она обязана заключить соглашение, по которому часть прибыли направляется этим народам, этой территории в компенсацию ущерба. И рабочие места компания обязана предоставить коренному населению. Это предусмотрено правовыми актами, это часть комплексной государственной политики по отношению к Северу. Это цивилизованное решение проблемы. И, наверное, не случайно Канада и Финляндия называют себя пионерами политики "северного измерения". Я считаю, что России давно следует выработать собственную государственную политику в отношении северных территорий. Наш комитет Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока активно работает в этом направлении.