Главная
Биография
политическая позиция
работа в Госдуме
текущая информация
Карта сайта

 


Беседу вел Максим Лейе

Валентина Пивненко:
Северяне не просят - они зарабатывают.

Пивненко Валентина Николаевна - председатель комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Родилась 14 июня 1947 года. До избрания в Госдуму занимала пост председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, входила в Совет Федерации РФ. В Госдуме является членом депутатской группы "Народный депутат". В октябре 2000 года была избрана председателем межфракционной группы "Север России", объединяющей более 60 депутатов Государственной Думы от северных регионов.

Уже лет десять правительство периодически озвучивает идеи о сокращении и даже полной отмене социальных гарантий, в просторечье - льгот, для жителей Севера и приравненных к нему территорий. Вы ожидаете подобных предложений в 2001 году?

Десять лет - это вы преувеличили. Напротив, ровно десятилетие назад, в 1990 году, в Мурманске проходила первая в истории Советского Союза конференция по социально-экономическим проблемам Севера. В ее работе принимали участие руководители практически всех отраслевых министерств и ведомств, еще союзных. Я была в составе делегации и вспоминаю эту конференцию как очень результативную. На мой взгляд, пик работы по урегулированию многочисленных северных проблем приходится на 1990-1993 годы. А позже действительно отношение к нашим регионам начало меняться: правительство уже несколько раз поднимало вопрос об упразднении государственных гарантий северянам. Хочу особо подчеркнуть, что льготами северные гарантии называть просто безнравственно. У северян нет и никогда не было никаких льгот. А есть государственные гарантии, обещанные и предоставленные северянам при освоении трудных для жизни регионов России. Эти гарантии положены по закону, и они должны быть сохранены. На сегодня тревога по поводу "Быть или не быть северным гарантиям?" обоснована и очень сильна: в прошлом году правительство уже вносило в Государственную Думу законопроект о том, чтобы изменить существующий порядок и отказаться от районных коэффициентов для работающих во внебюджетных организация. Наш комитет рассмотрел эту законодательную инициативу правительства и отверг ее. Нами была проведена большая работа среди депутатов других комитетов, которые также поддержали нашу позицию. Однако вскоре появился еще один законопроект, предлагавший в ряду прочих приостановить действие закона о государственных гарантиях северянам в связи с принятием бюджета на 2000 год. Благодаря слаженной работе депутатов нашего комитета на этот раз также удалось отстоять законные гарантии жителям Севера. Однако все эти правительственные инициативы свидетельствуют о том, что правительство не собирается оставлять эту "вечную тему". Прослеживается очевидное желание освободить бюджет от "дополнительных" финансовых нагрузок, якобы связанных с поддержанием северных регионов. И сегодня периодически появляется информация о намерении правительства внести в Госдуму тот или иной законопроект, ограничивающий северные гарантии. Очевидно, нашему комитету еще немало предстоит потрудиться, чтобы доказать правительству государственную выгоду от освоения северных регионов и ответственность перед ними.

Вам есть на кого опереться в нынешнем составе Госдумы, отстаивая интересы северян?

Думаю, да. К сожалению, наш комитет очень маленький - в него входят всего 9 человек. В комитете представлены Карелия, Коми, Таймыр, Камчатка, Чукотка, Приморье, Читинская и Иркутская области. Представителей от других северных и дальневосточных регионов у нас нет. Почему - вопрос к депутатам: большинство из них рвутся работать в других комитетах. Возможно, дело в том, что у нас работать непросто - комитет многопрофильный и многоотраслевой, приходится касаться и межбюджетных отношений, и финансовых проблем, и экономики, и социальных вопросов. Но недавно, с целью консолидации усилий депутатов-северян нами была создана межфракционная депутатская группа "Север России", в которую вошли более 60 человек, в том числе Артур Чилингаров, Елена Мизулина, Андрей Николаев, Виктор Черномырдин, Роман Абрамович, Валерий Дорогин и другие. В этой группе представлены все фракции и депутатские группы Госдумы. Такой представительный состав говорит о том, что "Север России" станет одним из мощных и авторитетных депутатских объединений, и мы сообща сможем эффективнее отстаивать интересы своих избирателей-северян. Группа "Север России" уже начала активные консультации с правительством. Так, недавно мы провели ряд рабочих встреч с вице-премьером правительства России, министром финансов Алексеем Леонидовичем Кудриным и вице-премьером, министром сельского хозяйства Алексеем Васильевичем Гордеевым. Обсуждались предложения правительства по финансированию северных программ, заложенные в бюджете на будущий год. Например, Алексей Леонидович Кудрин согласился с необходимостью увеличить финансирование ряда федеральных программ в бюджете-2001. Поэтому мы рассчитываем, что правительство поддержит соответствующие поправки нашего комитета.

Какова на данный момент ситуация с северными позициями, заложенными в бюджете на 2001 год?

Во втором чтении были учтены внесенные нашим комитетом поправки, касающиеся сокращения расходов на государственное управление, и увеличения ассигнований на федеральные программы регионов. Это положительный знак. Мы надеемся, что поправки нашего комитета будут учтены и в третьем чтении бюджета, которое состоится 1 декабря. 25 октября наш комитет утвердил 11 поправок к проекту федерального бюджета на 2001 год. Они касаются северного завоза, жилищных субсидий выезжающим северянам, программы "Дети Севера" и других позиций. Эти поправки уже поддержаны большинством депутатов группы "Север России". Поправки представлены в таблице.

Практически закончен северный завоз. Что вы можете сказать о его финансировании и организации поставок в этом году?

В этом году северный завоз был организован лучше, чем, например, в прошлом. Но это не значит, что все прошло хорошо. Например, финансирование. Правительство, наконец-то, перечислило все полагающиеся северянам средства, а также изыскало дополнительные деньги на завоз. Но перечисление вновь прошло с задержкой. Минфин должен выделять деньги не позднее 1 июля - чтобы региональные и местные власти успели заключить договоры с поставщиками и проконтролировать поставку продукции. На этот же раз перечисление денег не было завершено еще в сентябре. Очень плохо на северном завозе отразилось подорожание нефтепродуктов. Судите сами: до недавнего резкого скачка цен стоимость топлива у производителя составляла 180-200 рублей за тонну. Из-за перевозок его стоимость увеличивалась более чем в полтора раза. В результате, например, в Хабаровском крае потребитель платил 650-700 рублей за тонну нефтепродуктов. После общемирового роста цен на нефть эти суммы значительно выросли. В итоге, была "съедена" львиная доля дополнительных средств, выделенных правительством на северный завоз. Вы можете также увидеть, что в проекте бюджета на 2001 год уже заложены проблемы с завозом. Правительство предлагает выделить на эти мероприятия 6,650 млрд. рублей. Но минимум необходимого - 7 млрд. рублей! Это та цифра, которую будет отстаивать наш комитет. Но оптимальная цифра, с учетом роста цен, - 9-10 млрд. рублей! На сегодня некоторые регионы уже закончили завоз товаров, однако, есть и такие, где завезена лишь четверть необходимого продовольствия или нефтепродуктов. Мы не раз поднимали эту проблему. Для того чтобы северный завоз из года в год не превращался в авральное мероприятие, необходимо его законодательное урегулирование. Чтобы можно было контролировать перечисление средств, заключение договоров с поставщиками и ход поставок. Должна быть прописана ответственность и поставщиков, и должностных лиц за возможный срыв завоза. Все эти положения содержатся в проекте закона о северном завозе, над которым работает наш комитет. На осенней сессии мы внесем этот законопроект на обсуждение Госдумы в первом чтении. Без принятия такого закона никто не может гарантировать повторения критических ситуаций.

Вам удается быть, что называется, "в курсе" многих региональных проблем. Насколько полную информацию вы получаете с мест?

Наш комитет регулярно проводит мониторинг ситуации в регионах. В частности, по тому же северному завозу мы регулярно получали данные из регионов о финансировании и ходе поставок. К тому же в комитет поступает много писем, в которых простые избиратели делятся своими проблемам и предлагают свои пути выхода из трудных ситуаций. Ко всем этим предложениям мы внимательно прислушиваемся. Естественно, лучше всего знакомиться с ситуацией непосредственно на местах. Члены нашего комитета бывают не только в избравших их регионах, но и в других районах Севера и Дальнего Востока. Я могу отчитаться перед избирателями: только в минувшем октябре помимо Карелии "по северным делам" ездила в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Санкт-Петербург. А в ноябре планирую посетить Норильск и Мурманскую область. Из последних впечатлений - запомнилась встреча с жителями Комсомольска-на-Амуре. В этом городе очень сложная ситуация с электроснабжением - РАО ЕЭС грозило начать отключение местных промышленных объектов. К сожалению, такое положение сегодня не новость. Наши энергетики должны понимать, что своими действиями они создают чрезвычайную ситуацию, на ликвидацию которой потом придется потратить гораздо больше финансовых и людских ресурсов. Сегодня отключаем предприятия, а завтра опять будем завозить топливо самолетами?

Валентина Николаевна, началась череда региональных выборов. Участвуют ли члены вашего комитета в избирательных компаниях?

Да. Несмотря на то, что наш комитет малочисленный, у нас подобрался достаточно сильный состав. Валерий Федорович Дорогин идет на выборы в Камчатской области, Роман Аркадьевич Абрамович - на Чукотке. Виктор Петрович Войтенко участвовал в прошедших 29 октября выборах руководителя Читинской области. Возможно, кто-то еще из членов нашего комитета решит баллотироваться.

Виктор Войтенко выборы в Читинской области проиграл. Говорят, он собирается обжаловать многочисленные нарушения, которые его наблюдатели выявили на избирательных участках. Как вы можете это прокомментировать?

Если были какие-то нарушения, их естественно необходимо выявить и принять меры, чтобы они впредь не повторялись. Однако в этом должны разбираться органы, в чьей компетенции находятся подобные вопросы - избирательная комиссия и суд. Все спорные вопросы должны решаться в установленном законом порядке.

Тема номер один последних дней - решение депутата вашего комитета Романа Абрамовича баллотироваться на пост губернатора Чукотской области. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Чукотка очень непростой регион. Она занимает второе место на Дальнем Востоке и третье место в стране по бюджетным расходам на душу населения. Эта область лидирует по числу убыточных предприятий. Поэтому решение Абрамовича баллотироваться на пост губернатора Чукотки у меня вызывает уважение. Оно отражает желание и реальные возможности кандидата. Я знаю, что это решение было принято не спонтанно: Роман Аркадьевич уже более девяти месяцев работает депутатом, за это время он часто бывал в своем избирательном округе, и при этом не только тогда, когда того требовал регламент Думы. Например, летом он на личные средства провел программу оздоровления чукотских детей в здравницах юга России. Словом, он не понаслышке знает проблемы Чукотского автономного округа.

Спасибо, Валентина Николаевна. Удачи в работе вам и вашему комитету.